СибГМУ впервые в России разработал и внедрил модель технологического медицинского образования

Томск

СибГМУ
СибГМУ впервые в России разработал и внедрил модель технологического  медицинского образования

В Сибирском государственном медицинском университете запустили уникальную для страны систему индивидуальных образовательных траекторий по ключевым специальностям. Так медицинское и фармацевтическое образование станет максимально практикоориентированным, а университет уже на этапе специалитета будет готовить специалистов определенного профиля. Новая образовательная модель запущена в СибГМУ в рамках программы «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты». 

«Сегодня медуниверситеты страны ведут дискуссию о необходимости изменений в системе подготовке специалистов в соответствии с современными вызовами отрасли. Однако именно наш университет впервые в России заговорил о трансформации образования. В 2017 году СибГМУ запустил уникальную для страны программу элитного медицинского и фармацевтического образования. Мы предоставили студентам возможность выбирать индивидуальную образовательную траекторию, формируя дополнительные компетенции параллельно с освоением основной образовательной программы. Теперь система индивидуальных образовательных траекторий будет внедрена на уровне основных образовательных программ и станет доступна для всех студентов университета в рамках медицинских и фармацевтических специальностей», — отметил ректор СибГМУ Евгений Куликов

Трансформация образовательных моделей уже проведена по трем специальностям — «Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармация». В 2023 году были разработаны стратегические программы развития факультетов в соответствии с вызовами программы университета «Приоритет 2030». Стратегические проекты и новая структура факультетов позволили интегрировать исследовательские задачи и разработку медицинских технологий в образовательный процесс, чтобы новая модель образования соответствовала темпам развития отрасли. 

«В рамках реализации стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» в СибГМУ ведется разработка тиражируемой модели подготовки специалистов. В нашем университете уже внедрена система подготовки преподавателей, как один из ключевых инструментов трансформации современной модели медицинского и фармацевтического образования. Индивидуализация обучения станет следующим шагом на пути к формированию новой идентичности факультетов как лидеров отрасли», — рассказал проректор по учебной работе СибГМУ, руководитель стратегического проекта «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» программы «Приоритет 2030» Александр Окороков.

Индивидуальные образовательные траектории формируются из связанных модулей основной образовательной программы специальности. Для обучающихся лечебного факультета будет доступно три трека — хирургический, терапевтический и научно-исследовательский. Будущие педиатры смогут выбрать одно из трех направлений специальности — «Детская эндокринология», «Детская хирургия» и «Неонатология», а также будут заниматься наукой. Фармацевтический факультет позволит реализовать профессиональные амбиции и предпочтения студентов по четырем трекам: «Разработчик лекарственных средств», «Технолог производства», «Специалист по контролю качества» и «Менеджер фармацевтической организации».

«Освоение трека будет завершаться клинической практикой под руководством наставника — ведущего специалиста, опытного врача, преподавателя, который будет закреплен за каждым студентом и поможет сформировать профессиональную траекторию для трудоустройства в практическое здравоохранение, поступления в узкоспециализированную ординатуру или подготовки диссертации в аспирантуре. Обучение по индивидуальной образовательной траектории предоставит выпускникам СибГМУ преимущество при освоении программ ординатуры и аспирантуры», — считает декан лечебного факультета СибГМУ Инесса Якимович

В новой модели медицинского и фармацевтического образования особое внимание будет уделено развитию у обучающихся гибких навыков. Студенты освоят медицинское право, социальные подходы в лечении пациентов, навыки командообразования, лидерства, управления проектами. Обучающимся клинических специальностей будут доступны новые, современные подходы к медицинской практике. Например, разработка реабилитационных механизмов оказания паллиативной медицинской помощи в педиатрии, выявление достоверности клинических исследований и проверка их результатов, цифровые технологии в медицине, а также впервые — клиническая практика педиатрического профиля не только на базе поликлиник, но и в стационаре.

Для устранения дефектов в общении с пациентами и развития эмпатии у будущих специалистов на лечебном и педиатрическом факультете внедрят дисциплины по коммуникативным навыкам, а будущим провизорам будут преподавать психологию профессионального общения.

Прежде освоение данных надпрофессиональных компетенций было доступно ограниченному количеству обучающихся в рамках программ дополнительного профессионального образования. Так, с 2020 года в университете освоение надпрофессиональных компетенций было доступно в рамках проекта «Студент СибГМУ — больше, чем врач», как дополнительная возможность профессионального развития. В 2022 году совместно с АНО «Россия - страна возможностей» в СибГМУ был создан Центр надпрофессиональных компетенций. Сегодня студенты университета начиная с первого курса проходят оценку уровня развития гибких навыков — лидерские качества, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, навыки планирования, сотрудничества, анализа информации — и сформированности надпрофессиональных компетенций. По результатам диагностированных дефицитов, а также на основе собственных предпочтений обучающимся предлагаются модули для восполнения дефицита компетенций. 

Приступить к построению индивидуальной образовательной траектории студенты лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов могут с 4 курса. До этого момента обучающимся предстоит освоить базовые универсальные дисциплины. 

«Внедрение образовательных траекторий позволит сделать обучение студентов более практиоориентированным и соответствующим профессиональным предпочтениям и ожиданиям студентов. Уже на уровне программ специалитета появится возможность целенаправленным образом готовить сотрудников различного профиля: ученых, производственников и управляющих фармацевтических бизнесом. При этом работодатели получат специалистов, которых не нужно будет дополнительно переквалифицировать и которые позволят решить текущий кадровый запрос конкретного предприятия», — рассказал и.о. декана фармацевтического факультета Илья Каминский

Индивидуальные образовательные траектории предполагают участие студентов в стратегических проектах программы развития «Приоритет 2030». Обучающиеся фармацевтического факультета в рамках трека «Разработчик лекарственных средств» смогут выполнять проектную научно-исследовательскую работу на базе кафедральных и научно-образовательных лабораторий, в том числе по тематикам стратегического проекта «Таргетная тераностика», направленного на формирование в СибГМУ инновационной экосистемы в сфере передовых фармацевтических разработок. Таким образом студенты освоят технологии, которые будут внедрены к моменту их выхода на работу.

Наряду с дисциплинами и практиками, формирующими индивидуальную образовательную траекторию, в новую систему подготовки впервые будут включены дисциплины и практики, необходимые для всестороннего развития, подготовки уникальных специалистов с расширенными компетенциями. В их числе — модули по цифровым технологиям в медицине, медицинским информационным системам, программированию, биоинформатике, управлению базами данных, менеджменту качества и технологическому предпринимательству, медицинской и биоэтике, а также профессиональный английский язык. 

В разработке системы индивидуальныхобразовательных траекторий в течение года принимали участие сотрудники кафедр, руководители образовательных программ и работодатели Томской области и других регионов. Представители отрасли обозначили потребности в сотрудниках различного профиля и их компетенциях.  

Также в настоящее время в СибГМУ завершается разработка модели формирования индивидуальных образовательных траекторий по специальностям «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика».

Стать партнером

Добавьте файл в хорошем качестве с параметрами 4х4, до 30Mb