Утверждены образовательные стандарты ординатуры по педиатрии, профпатологии и радиотерапии

Томск

СибГМУ

Минобрнауки утвердило ряд федеральных государственных образовательных стандартов по подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальностям: «терапия»«педиатрия»«диетология»«медико-социальная экспертиза»«профпатология»«общая врачебная практика (семейная медицина)»«радиотерапия»«детская урология-андрология»«челюстно-лицевая хирургия»«стоматология общей практики»«акушерство и гинекология»«авиационная и космическая медицина»«водолазная медицина» а также «общая гигиена» и «эпидемиология». Обучение по всем направлениям должно проводиться очно с возможностью применения «электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Исключительно дистанционное взаимодействие студентов и преподавателей не допускается.

Первоначально все указанные стандарты были разработаны и утверждены в 2014 году. Это их первое обновление с того времени.

Обучение по всем перечисленным направлениям ординатуры будет проводиться в очной форме в течение двух лет (для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья срок может быть увеличен на 6 месяцев). Программу вузы должны разрабатывать и утверждать самостоятельно.

Объем стандартной программы для всех специальностей составляет 120 зачетных единиц (з. е.) и не более 70 з. е. за один учебный год, при ускоренном обучении – не более 80 з. е. Дисциплины (модули) должны занимать не менее 42 з. е., практика – не менее 69 з. е., государственная итоговая аттестация – 3 зачетные единицы.

Выпускники ординатуры смогут осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях: образование и наука (в сфере научных исследований); здравоохранение; административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере деятельности организаций здравоохранения). Прохождение ординатуры также позволяет выпускникам устроиться на работу и в других областях, если их компетенции соответствуют квалификационным требованиям.

Общими являются и универсальные компетенции. Студенты всех указанных специальностей должны по итогам обучения обладать систематическим и критическим мышлением, заниматься разработкой и реализацией проектов, работать в команде и управлять ею, общаться с коллегами и пациентами, заниматься профессиональным и личностным развитием, «включая задачи изменения карьерной траектории».

Также общими для всех специальностей являются общепрофессиональные компетенции. В них входит деятельность в сфере информационных технологий, организационно-управленческая, педагогическая и медицинская деятельность. Последний блок подразумевает, что после окончания ординатуры выпускник должен уметь:

  • проводить клиническую диагностику и обследование пациентов; 

  • назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или) состояниях, контролировать его эффективность и безопасность;

  • проводить и контролировать эффективность мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях ‎и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации ‎или абилитации инвалидов;

  • проводить в отношении пациентов медицинскую экспертизу;

  • проводить и контролировать эффективность мероприятий по профилактике ‎и формированию здорового образа жизни ‎и санитарно-гигиеническому просвещению населения;

  • проводить анализ медико-статистической информации, вести медицинскую документацию и организовывать деятельность находящегося в распоряжении медицинского персонала;

  • участвовать в оказании неотложной медицинской помощи ‎при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Не менее 70% преподавателей, говорится в приказах, должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 10% должны быть руководителями или работниками (со стажем от 3 лет) в профильных медорганизациях, не менее 65% из них должны иметь ученую степень и ученое звание.

В сентябре 2022 года главный внештатный специалист-онколог Минздрава России и гендиректор НМИЦ радиологии Андрей Каприн заявил, что необходимо разработать и утвердить федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «медицинская физика». В настоящее время, отметил Каприн, студенты получают компетенцию в области общей физики и только после этого проходят профильную переподготовку, что слабо способствует проявлению клинического мышления у будущих специалистов. Принятие профильного стандарта может решить эту проблему, а также поможет выпускникам сразу трудоустраиваться (без необходимости переобучения), что в перспективе сократит кадровый дефицит в сфере медицинской физики.

UPD. В материал 15 февраля 2023 года внесено изменение. Добавлена информация о том, что Минобрнауки утвердило федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальностям «авиационная и космическая медицина» и «водолазная медицина».




Источник: Vademecum

Стать партнером

Добавьте файл в хорошем качестве с параметрами 4х4, до 30Mb